Зомби без демократии: О чем на самом деле рассказывают «Ходячие мертвецы»?

Тема в разделе "Новости и объявления", создана пользователем BangBang, 6 апр 2017.

  • BangBang

    BangBang Шериф

    Сообщения:
    8.118
    Симпатии:
    32.927
    Седьмой сезон сериала доказал, что его главный герой — Рик Граймс — очень плохой лидер, а демократия в условиях зомби-апокалипсиса не работает.

    [​IMG]
    По просьбе КиноПоиска культуролог, философ и кинокритик Александр Павлов (автор книг «Расскажите вашим детям: Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе» и «Постыдное удовольствие: Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа») посмотрел подошедший к концу седьмой сезон «Ходячих мертвецов» и объяснил политический подтекст этого зомби-сериала.

    «Больше никакой демократии», — высокопарно заявляет в конце второго сезона «Ходячих мертвецов» бывший полицейский, а теперь лидер выживальщиков в условиях зомби-постапокалипсиса Рик Граймс (Эндрю Линкольн) членам своей группы. Тем самым он даёт понять, что на протяжении всего сезона зритель, оказывается, наблюдал, как протекает политический процесс в одной отдельно взятой общности во времена, когда то, что ранее называлось цивилизацией, прекратило своё существование. Более того, Рик подсказывает нам, что весь сюжет сериала следует воспринимать как политический проект. Что же, если во втором сезоне Рик отказался от демократии, что он в итоге выбрал к восьмому сезону?

    Демократия в новом мире фактически невозможна

    Кажется, в момент выхода второго сезона шоу в сети активно распространяли довольно популярный мем — графику, на которой было представлено процентное соотношение происходящего в каждом эпизоде «Ходячих мертвецов»: интересная затравка (минимум процентов), титры, много разговоров (максимум процентов), «ничего не происходит» (максимум процентов), появление зомби (минимум процентов). Таким образом, зрители высказывали своё мнение, что им в сериале хотелось бы увидеть больше действия, а не диалоговой драмы. Впрочем, в некоторых эпизодах действие всё-таки было. С точки зрения развития сюжета этого было достаточно, с точки зрения ожиданий аудитории этого было мало.

    [​IMG]
    Однако с течением времени все либо осознали, либо просто привыкли к тому, что главное в шоу — это не ужасы и сцены, в которых выжившие дают отпор мертвецам, а что-то другое. Так, где-то уже в момент трансляции третьего сезона в жанровом соотношении сериала драма окончательно одержала верх над хоррором. Вместе с тем то, что подразумевается под драмой, в сериале на самом деле оказывалось совсем не драмой в обычном смысле слова. Иными словами, возможно, самое любопытное, что было и есть в «Ходячих мертвецах», это политическая подоплека шоу.

    Конечно, имеется в виду не то, что в сериале есть актуальный политический подтекст (борьба двух главных в США партий, обсуждение актуальных социальных проблем, утверждение и критика американской идеологии или что-то вроде того), а мысленный социальный эксперимент. Эксперимент, смысл которого заключается в том, чтобы показать, как будет строиться социально-политическая жизнь людей в условиях постапокалипсиса.

    Общий тренд продуктов популярной культуры, посвящённых разным видениям постапокалипсиса, состоит в том, что после исчезновения знакомого мира люди должны как-то сосуществовать друг с другом или с новыми субъектами социального процесса. Например, выжившие вступают в конкуренцию за те или иные ресурсы («Книга Илая», франшиза «Безумный Макс»), или конфликтуют с мутантами и друг с другом (франшиза «Ад в Лягушачьем городе», «Танкистка»), или же противостоят теперь уже вполне разумным животным (перезапущенная франшиза «Планета обезьян») и т. д. Наконец, в некоторых постапокалиптических фильмах люди борются за выживание с вампирами или зомби. Этому посвящены картины «Воины света», «Земля вампиров», «Земля мёртвых», «Новая эра Z» и т. д. Собственно, в этих картинах предлагается конкретная футурологическая концепция социального быта в условиях засилья живых мертвецов или иных монстров, заполонивших мир.

    [​IMG]
    В этом контексте становится понятно, что зомби в сериале «Ходячие мертвецы» — в целом только фон, некая условность эксперимента, в рамках которого должны создаваться, развиваться и исчезать различные политические общности, находить друг с другом общий язык или, напротив, вступать в жёсткую конфронтацию. И то, что «Ходячие мертвецы» — целый сериал, а не фильм, ограниченный определённым хронометражем, позволяет детально описать дивный новый мир «ходячих».

    Разумеется, словосочетание «политические общности» в данном случае весьма условно. Почему? В ситуации постапокалипсиса традиционные формы политики исчезают, и главное, что совершенно отсутствует в сериале, — это государство.

    Описывая расцвет и крах Римского государства в своём труде «О граде Божьем», Августин заметил, что «разбойничьи шайки» — это «государства в миниатюре». Хотя многие в «Ходячих мертвецах» как раз живут по этому правилу, мародёрствуя и уничтожая иные общности, мало какую группу в сериале можно было бы назвать государством по той причине, что в нём по идее должен главенствовать закон (а не правила), должны быть территория, налоги и т. д. И всё же уникальная политическая жизнь есть в каждой группе, с которой встречается зритель.

    [​IMG]
    Вместе с тем государство, хотя оно было и остаётся одной из основных форм современной политической жизни, разумеется, не является единственно возможным субъектом политики. Можно сказать, что основные протагонисты шоу оказались в ситуации, которую такие политические философы, как Томас Гоббс или Джон Локк, назвали «естественным состоянием».

    Мир «Ходячих мертвецов» более всего походит на гоббсианское видение дополитической жизни: это война всех против всех, когда каждый имеет право на окружающие его ресурсы, но при этом никто не застрахован от риска насильственной смерти. И в этом отношении политика, наличествующая в сериале, могла бы быть описана через определение, данное немецким правовым философом Карлом Шмиттом: это разделение на друзей и врагов.

    Во вселенной «Ходячих мертвецов» осталось много живых людей, чтобы они могли пробовать экспериментировать с политическими режимами. Спасаясь от насильственной смерти, люди создают группы, которые представляют собой политические общности, где есть свои лидеры, а также внутренние регламентированные отношения и установки на общение с внешним миром. При этом, конечно, многие из них настроены крайне агрессивно, то есть воспринимают чужие группы как врагов.

    [​IMG]
    Ясно одно: демократия в новом мире фактически невозможна, потому что она доказала свою неэффективность. Группам нужен лидер, который не просто поведёт за собой людей, но возьмёт на себя ношу тяжёлых решений. Решений, которые по итогам могут быть не только неправильными, но и приведут к необратимым последствиям. При этом в определённом смысле мы можем назвать Рика демократическим лидером, ведь он пробовал «управлять демократически». И это создаёт разного рода проблемы.

    Рик Граймс — очень плохой лидер

    По идее Рик Граймс как главный протагонист сериала должен быть максимально положительным героем. И, кажется, в целом именно такова была установка создателей шоу — показать, что он стремится к общему благу, старается учитывать мнение всех людей, пытается сделать так, чтобы ту или иную проблему не пришлось решать насильственным путём. Однако такой ли уж он положительный в действительности и насколько он эффективный лидер, чтобы вести за собой свою группу?

    [​IMG]
    Проще всего ответить на последний вопрос. В седьмом сезоне из всех тех, кто первоначально шёл за Риком, очень мало осталось в живых. Кроме Рика, это его сын Карл (Чендлер Риггз), лучник и байкер Дэрил (Норман Ридус) и лишившаяся семьи Кэрол (Мелисса Сюзанн МакБрайд), чья дочь София стала зомби по вине Рика. Всего четыре человека вместе с Риком. При этом Кэрол в конце концов становится отшельником, не имея никакого желания присоединяться к той или иной социальной общности. Дэрил большую часть седьмого сезона проводит в плену, а Рик практически ничего не предпринимает, чтобы вызволить его. Карл же за всё это время один раз был тяжело ранен, едва не лишившись жизни, а впоследствии остался без глаза. Не правда ли, колоссальные потери?

    Очевидно, что по объективным показателям деятельность Рика как лидера группы заслуживает неудовлетворительной оценки. Что не так с Риком?

    Прежде всего, он обладает невероятным талантом разрушать любую социальную общность, с которой ему только приходится иметь дело. Давайте вспомним, чем закончились абсолютно все истории противостояния группы Рика с другими коллективами или даже попытки сотрудничества? Неизбежной смертью лидеров, разрушением основ уже сложившейся социальной жизни и, как следствие, ослаблением охраны, что, в свою очередь, приводило к нападению «ходячих».

    [​IMG]
    Ответ на вопрос о том, почему происходит так, а не иначе, кроется в лидерских качествах Рика. Несмотря на то, что он руководствуется принципами общего блага и прокламирует то, что он делает всё для спасения людей, за которых несёт ответственность, его подводят нерешительность и неосознанное желание экспериментировать со стилями управления.

    Рик не может принимать решения. Ему нужно всё тщательно обдумать, посоветоваться с окружающими, прислушаться к их мнению, снова всё обдумать, попытаться претворить решение в жизнь, передумать, снова всё взвесить, пока, наконец, ситуация не разрешается сама собой. Часто самым худшим образом, что влечёт за собой плачевные последствия. Конечно, с течением времени Рик черствеет, но и это не идёт на пользу коллективу. Решения, принимаемые Риком, обычно оказываются неверными. А это уже результат того, что Рик становится неспособным прислушиваться к другим. То есть он не может выбрать золотую середину между крайностями.

    Давайте зададимся вопросом: сколько локаций сменила группа Рика за все семь сезонов сериала? Фактически каждый сезон — это новая локация. В то же время другие коллективы ведут устоявшуюся жизнь на одном месте. Разумеется, только до тех пор, пока рядом с ними не появляется Рик. Дело в том, что иные группы выбирают одну модель социального развития и следуют выбранному пути неуклонно. Это зависит от лидеров коллектива: приняв решение раз и навсегда, они добиваются поставленной цели — организовать общество так, чтобы оно сохраняло жизнеспособность и производило блага. При этом не так важно, насколько те или иные модели авторитарны или ущербны. Главное в том, что они работают.

    Итак, Рик, во многом не осознавая, экспериментирует со стилями лидерства. Внезапно осознав, что демократия в новом мире не работает, он решает стать авторитарным лидером и принимать решения, не прислушиваясь к кому-либо. И это бы работало, если бы он не был «слишком человеческим». Так, он спокойно может уйти в депрессию, если ему так заблагорассудится, подбивать людей на сопротивление, которое не сулит ничего хорошего, и т. д.

    [​IMG]
    В последних сезонах Рику столь невыносимо быть под властью кого-либо, что он делает всё возможное, чтобы поднять восстание — уговаривает другие группы принять участие в борьбе, хотя ясно, что им это ничего хорошего не принесёт. И, заметим, всё это в условиях постапокалипсиса, когда на земле осталось очень мало людей и человечество рискует исчезнуть вообще. И, как всегда, эффективно функционирующую общность, кажется, ожидает крах, а Рик, добившись желаемого, отправится дальше, чтобы найти себе нового достойного противника. В каком-то смысле Рик очень похож на капитана Флинта — главного героя сериала «Чёрные паруса», который готов пожертвовать вообще всем и всеми, лишь бы сделать так, как ему хочется. Все устремления Рика упираются в дурную бесконечность конфронтаций с каждым, кто с ним не соглашается. Ну и если Рик отказался от демократии, то чем он лучше других?

    Вселенная Рика

    При этом, подчеркнём ещё раз, самое забавное заключается в том, что другие модели управления, избавившиеся от демократических интенций, работают эффективно. Дело не в том, что создатели шоу считают, что демократия — это плохо или неверно, а в том, что в новом мире войны всех против всех ей нет места.

    Почему не работает демократия? Собственно, такова сама логика функционирования вселенной «Ходячих мертвецов». В мире, где все живут по волчьим законам, сложно оставаться идеалистом. Конечно, есть те, кто не может за себя постоять, но для того и нужны лидеры, чтобы охранять интересы этих людей, по большому счёту оберегать их от насильственной смерти.

    [​IMG]
    Во втором сезоне прежний мир символизирует Дейл (Джеффри ДеМанн) — милый старик, который хорошо знает и людей, и самого себя, чтобы понять, что он в этом мире чужой. Его смерть, конечно, предельно символична: вместе с ним окончательно исчезает старая цивилизация, которая во многом строилась на принципах гуманизма. Дейл признаётся, что у него нет качеств, которые помогли бы ему выжить в новых условиях, но каждый раз отчаянно хватается за всякую возможность напомнить окружающим о гуманности. И если эта гуманность ранее воплощалась в одном из главных достижений западной цивилизации — современной демократии, то как она может сохраняться в ситуации, когда демократия исчезла? В конце концов, смерть Дейла оказывается предельно нелепой: роковая случайность — и его внутренности наружу. Так вот примерно умер и прежний мир. Но что насчёт нового?

    Главное, что мы не должны обманываться внешними формами тех или иных групп, которые можно было бы принять за экзотические политические режимы. Так, в седьмом сезоне общность, в которой живут одни женщины, не является группой амазонок: просто-напросто все мужчины там были истреблены, и теперь женщины пребывают в страхе за свою жизнь. Но это лишь «колония», подчиняющаяся общей власти Нигана.

    [​IMG]
    Или, например, появление в том же седьмом сезоне короля (Хари Пэйтон), у которого есть тигр и облачённые в доспехи рыцари, конечно, не про монархию. Этот король остаётся таким же мягким авторитарным лидером, нашедшим основания для поддержания своей власти: люди, которые идут за ним, готовы видеть в нём не просто лидера, но эдакого чудака с бессмысленными прибамбасами. Но его «королевство» — это лишь инструмент, который помогает ему управлять людьми.

    [​IMG]
    А вот режим, проповедуемый Хершелом Грином (Скотт Уилсон), нуждается в пристальном внимании. В XVI веке британский политический теоретик Роберт Филмер написал трактат, который в итоге стал очень влиятельным для своего времени. Настолько, что первый «Трактат о правлении» Джон Локк посвятил полемике с Филмером. В «Патриархе» Роберт Филмер заявил, что власть короля над своими подданными является властью отца над детьми. Все, кто подчиняется королю, суть его дети.

    [​IMG]
    И Хершел представляет собой такого патриарха. Под его началом живут две семьи — его дочки и семейство Отиса (Прюитт Тэйлор Винс). Хершел проповедует отеческую власть и даже по-отцовски относится к живым мертвецам, тщетно полагая, что они могут вернуться к нормальной жизни. Кроме того, он ведёт переговоры только с Риком, потому что видит в нём такого же патриарха — мужа и отца, опекающего целую общность. Когда же Хершел лишается своей земли, где был хозяином и отцом, то полностью подчиняется власти Рика, оставляя за собой право давать ему советы. Не появись Рик и его группа в имении Хершела, кто знает, сколько просуществовал бы такой режим. Факт, однако, в том, что этот режим был эффективным.

    [​IMG]
    Или защищённая зона Александрии, возглавляемая Дианой Монро (Това Фелдшух), которая в принципе работала без сбоев. Сама Диана в старом мире была конгрессменом от штата Огайо и поэтому кое-что знает об управлении и политике. Она довольно жёсткая, ввела конкретные правила в своём поселении, что говорит о том, что община живёт в условиях мягкого авторитаризма. По сюжету общине нужны люди, чтобы улучшить обороноспособность поселения, чем и обусловлено появление там группы Рика. Но именно Диана принимает решение оставить в Александрии Рика и его группу. И всё же, если бы она сделала по-другому, тогда не было бы конфликта, который возникает благодаря Рику и его людям, и, возможно, в итоге многие, кто там жил, не погибли бы.

    [​IMG]
    Ещё более интересен режим Губернатора (Дэвид Моррисси), подопечные которого живут, не зная забот. Хотя сам Губернатор — сложная личность, и мы видим, что он порочен, главное, что его поселение функционирует без перебоев. Он приветлив со своими людьми, даёт им то, чего они хотят, и в целом знает, как править. Аристотель в «Политике» называет похожий режим не обычной тиранией, но такой, которая является наполовину царской властью. Правление Губернатора — это не просто голое стремление к власти, но тяжёлая ноша, которую он взял на себя сам. Его мудрость (а он мудрый) заключается в том, что он понимает, что по-другому выжить его община не сможет. И если сравнить его режим с деятельностью группы «волков», убийц и мародёров, то нельзя сказать, что он такой уж отрицательный персонаж.

    [​IMG]
    Наконец, Ниган (Джеффри Дин Морган) ближе всех подошёл к созданию огромного социального организма с оправдывающими себя принципами работы. Если угодно, у Нигана даже есть имперские амбиции. Он сумел построить настолько прочную политическую систему, что без труда подчиняет своему правлению все близлежащие общности. В каком-то смысле из его «охранного агентства» может вырасти государство с авторитарным политическим режимом, когда суверен получает от подданных всё, что пожелает, гарантируя им при этом сохранность жизни. Можно сказать, что то, что создаёт Ниган, — это «ниганократия», в которой каждый член группы отождествляет себя с личностью правителя. Но, видимо, даже эта модель рухнет после столкновения с амбициями Рика...

    [​IMG]
    Всё это лишь очень краткий экскурс по различным политическим общностям сериала «Ходячие мертвецы». Зритель уже давно забыл о том, что было в первых двух сезонах, и теперь с интересом наблюдает, с какими ещё причудливыми формами социальной жизни столкнётся Рик, чтобы разрушить и их. Видимо, в итоге во вселенной «Ходячих мертвецов» останется один Рик Граймс. Это то, к чему он неуклонно следует вот уже седьмой сезон.

    Источник: https://www.kinopoisk.ru/article/2926791/
    #1
    Последнее редактирование модератором: 6 апр 2017
    Diman, juli1612, natazdan и 5 другим нравится это.

Комментарии

Тема в разделе "Новости и объявления", создана пользователем BangBang, 6 апр 2017.

  1. pwSeRwq
    Я так понимаю статья снова про то что Рик плохой, ничего не может и все вокруг него гибнут? Мне просто лень все читать)
    Ну, я уже высказывал свое мнение на этот счет. Был бы главным героем какой нибудь Ти-Док, и бедняга Рик с Карлом, в конечном итоге погибли и все винили бы Ти-Дока что он никакущий лидер и вообще злодей? Возьмите БХМ, там нет Рика! Нет его там! И все равно все гибнут вокруг главных героев. А знаете почему? Потому что они ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ. Вокруг них происходят события сериала, чтобы вам интересно смотреть было (или не интересно). И в каждом сериале вокруг главных героев все гибнут, кроме этих самых героев. Это касается абсолютно любого искусства, будь то фильм, игра, сериал, книга.
    juli1612, Mimimilashka, Серебро и 3 другим нравится это.
  2. Shuetze Barbaris
    А может быть аура Граймсов так сильна, что действует и на другое побережье? Жаль тут нет ведущего граймсоведа Старса, он бы разъяснил сей момент :D.
    Серебро, natazdan, jane и 3 другим нравится это.
  3. Edith
    Смотрю сериал с самого начала, интерес присутствует неизменно, но на протяжении последних двух сезонов не покидает ощущение, что Рик сотоварищи все больше занимаются "размазываем соплей" и, вдобавок ко всему, теряют квалификацию, тогда как за годы скитаний и множество столкновений должны были ее приобретать вдобавок к тому, что знал и умел Рик, таки сотрудников полиции в США обучают и неплохо, также Абрахам как бэ армейский сержант... и как же нелепо они встряли в засаду Нигана, а ведь используй они навыки армейца и полицейского могли выучить хотя бы ограниченный круг людей и ту же разведку поставить... Перестрелки с использованием (почти впустую) автоматического оружия тоже оставляют в некотором недоумении, равно как и неуязвимые мусоровозы...
  4. Фыранк
    Рик Граймс, как Роланд Дискейн. Чертов Стрелок. Мир рухнул не для того чтобы в нем вновь правили политиканы и остальные любители власти. Рик всадник апокалипсиса, дает напомнить, что опасность всегда рядом. Хаос там где Рик - Рик там где хаос, такой комментарий я оставлял неоднократно. Вы забыли о том, что мы не знаем откуда взялась эта "бяка", вы забыли о том, что не время сидеть и строить старые миры на новом месте. В конце то концов Рик - Коп. Копы не хавают там где не вкусно, не сидят там где не комфортно. Рик Грайм чертова лакмусова бумажечка. И быть может он даже оставит Мэгги Грин чтобы она правила, но это не значит, что это лучший мир. Ведь он продолжит идти. Никто не сказал что на пути к "Темной Башне" все остануться живы, в конце концов это выбор каждого. Да и что значит их смерть, лишь потому что режиссер показывает нам этот мир от их лица... это привычка... еще никто точно не знает кто в этой истории главный герой. Но надеюсь Рик Граймс дойдет до "Темной Башни" и концовка сериала не станет ее началом... когда он очнется в больнице. Иначе Стрелок Рик давным давно горит в аду.
    jane, Mimimilashka, Серебро и ещё 1-му нравится это.
  5. StasOmS
    Хорошая статья)писал не я но много моих мыслей в ней есть.Про Рика и губернатора прямо в десятку .
  6. BangBang
    Я знала, что тебе понравится ;)
    jane, Argentum и StasOmS нравится это.
  7. Keshen
    Эх, хотел, чтобы сериал закончили перед "Новым началом", но там сейчас так интересно в оригинале. Хочется посмотреть, как создатели будут менять характер Нигана в сериале.
    StasOmS нравится это.
  8. StasOmS
    До мне тоже интересно,как они скарифаняться с Ником.
  9. Shuetze Barbaris
    Я бы не сказал что в комиксе они "скарифанились".
  10. Chubakka
    А перед лицом какого зла Никаг и Риком будут карифаниться?
    Серебро нравится это.
  11. Shuetze Barbaris
    Да все по старинке, новая община)
  12. Серебро
    Такое ощущение, что этот "культуролог кинематографа" прочел наш форум и статью накалякал. Ничего нового я не почерпнула. те же наши мысли и мнения.

    Ниган + Рик = корефаны навеки. :D
    Mia Wallace, Динара и Shuetze Barbaris нравится это.
  13. jane
    Интересная аналогия! Тогда можно я продолжу проводить параллели? Есть свой черный человек (Ниган), мальчик Джейк (Карл), чёрная женщина Сьюзан ( мишонн). Нет наркомана Эдди, но пыл и характер делают этот образ схожим с дэриллом. Или это ник из БХМ?
    ...вот, какими думами можно себя развлечь в вечер понедельника без ХМ(((
    Фыранк и Mia Wallace нравится это.
  14. Серебро
    А Сюзан Дельгадо тогда можно отнести к одной из умерших возлюбленных Рика. Наверное к Лори.
    Очень жду этот фильм. Но Кинга не умеют снимать, убедилась в этом несколько раз. Очень надеюсь что в этот раз ошибусь.
    Mia Wallace и jane нравится это.
  15. Shuetze Barbaris
    Кинга перечитал всего... кроме Темной Башни :). Три раза пытался читать - так и не осилил дальше середины первой книги.
    BangBang нравится это.
  16. Mia Wallace
    Да какая уж ошибка. Роланд чёрный, Сюзанну и Эдди вырезали из сюжета (и Ыша, похоже, тоже), одной из главных героинь стала эпизодическая Тирана. Ничего хорошего ждать не приходится. А вот трейлер к новому "Оно" понравился, жуткий.)
  17. Юлия Фёдорова
    Ребят вообще то мешки под глазами у Нормана Ридуса из-за титановой пластины, которую он приобрёл после аварии в 2005 году.
    pwSeRwq нравится это.
  18. BangBang
    Мы в курсе. Просто они как-то люто прогрессировать стали в последние пару лет.
    Argentum нравится это.
  19. Meganasto
    "Прежде всего, он обладает невероятным талантом разрушать любую социальную общность, с которой ему только приходится иметь дело."
    Ахаха! Ровно то же, что я говорила после шестого сезона - куда ни придёт Рик, там наступит п***ец!
    Единственное несправедливое обвинение в статье - смерть Софии. В остальном я согласна, Рик лидер просто потому, что так в комиксе нарисовано.
    Серебро и BangBang нравится это.
  20. Shuetze Barbaris
    Ну все таки потому что еще другой кандидатуры нет :).

Поделиться этой страницей